GO2KNOW
Как стажировки и кейс-чемпионаты помогают попасть в Тинькофф?
Шон Ву
Москва, Россия
20 мая 2022
Образование / ВУЗ
Бакалавриат: РЭУ им.Плеханова, Магистратура: МГУ

Компания
Тинькофф

Специальность
Маркетинг
Поделиться:
4.
Как грамотно справляться со стрессом и выгоранием
3.
Как выгодно проявить себя в рамках ассессмента
2.
Чем занимаются стажеры в компании De'Longhi
1.
В интервью Шон рассказал:
Шон поделился
Профиль:
Шон — студент магистратуры МГУ по специальности маркетинг, за плечами которого множество стажировок. Итальянский производитель кофемашин De'Longhi, beauty-гигант L'Oréal, Ситибанк. Сейчас Шон занимает позицию performance manager в компании «Тинькофф Банк». Как не бояться проявлять себя, искать свой путь и бесстрашно пробовать новое Шон рассказал в этом интервью.
Вопросы задает: Юлия Петросова
Первая стажировка
Как грамотно выбрать первую стажировку?
— Как ты выбирал свою первую стажировку?

— Я искал стандартным путём. Посылал заявки на HeadHunter, смотрел карьерные группы ВКонтакте. В рамках карьерной ярмарки, в наш университет приходили различные компании. На стажировку я попал через HH.ru. Просто подал резюме, мне позвонили. Отбор был довольно не жесткий, потому что стажировка была неоплачиваемая.

— Что представляла собой твоя первая стажировка?

— Первая стажировка была в компании De'Longhi. Это производитель кофемашин.
Она дала мне очень много, поскольку она была первая, я очень много нового узнал. О бизнесе в целом, о том, как общаются между собой коллеги, чем я могу быть полезен.

Из личного архива
— Также много дали взаимоотношения с менеджером — опытным человеком в сфере бизнес-задач. Там сформировалось прикольное комьюнити. Мы общались, помогали друг другу. Я многое осознал в плане коммуникации. На первых этапах самое главное — понять корпоративную жизнь.

— Чем конкретно ты занимался на первой стажировке?

— У меня было два интересных проекта. Первый — конкурентный анализ, бенчмаркинг (benchmarking). Мне нужно было понять ценовую стратегию других брендов, посмотреть, где мы можем быть лучше, чем конкуренты.

Второй проект — анализ продаж. Где мы растем, где мы падаем, как мы можем масштабироваться. Были и мелкие, рутинные задачи. Например, появляется на рынке какой-то новый продукт, и его нужно адаптировать под российские материалы. Этим я тоже занимался.

— Давала ли эта стажировка возможность устроиться в компанию?

— После стажировки была возможность стать джуном, так как у компании есть три бренда. Я попробовал податься на позицию. Искали джуна на бренд, с которым я не работал. В итоге я не попал. Туда попал мальчик, который работал с этим брендом. И это логично.

— Из чего состояла твоя студенческая жизнь, не связанная с карьерой?

— Первые 2 курса я вообще не думал о карьере. Для меня важнее была учеба и студенческая жизнь.

Я был также главным организатором двух общих университетских проектов. На третьем курсе у меня был первый кейс-чемпионат. Мы попали в полуфинал. Это был старт моей карьеры и понимания, что мне ближе. Маркетинговые проекты, разработка бренда, product development. И я начал двигаться в эту сторону.
Кейс-чемпионаты
Как успешно пройти кейс-чемпионат, и какие преимущества можно получить, одержав победу?
— Ты первый раз участвовала в кейс-чемпионате от Unilever и прошел в полуфинал. Что стало причиной успеха?
Первый кейс-чемпионат у многих успешный, потому что ты очень заряжен.
Я вовлекал всех друзей. Мы с командой делали кейс довольно долго. Мы много анализировали, много смотрели предыдущие работ. Для нас это стало залогом успеха. А потом, на четвертом курсе, мы с командой попали в финал, но уже с другой спецификой.

— А можешь рассказать, что это был за кейс-чемпионат, когда вы попали в финал?

— Это тоже был кейс-чемпионат Unilever Future Leaders. Там был всеми известный бренд Экzo. Нужно было придумать новую линейку бренда, выбрать любую нишу или продолжить нишу мороженого, возможно, диверсифицировать бизнес. И мы выбрали, на тот момент, довольно трендовую вещь — «экологически чистый продукт». Сделали мини-Экzо — мороженое с разными вкусами, в мини-баночках. Наше мороженое мы сделали вручную, в инсталляции, чтобы жюри могло его посмотреть. И прошли в финал.

— Если говорить о дальнейшем опыте стажировок, что тебя привлекло в Лореаль?

— Сама по себе стажировка Лореаль давала огромные возможности. Это глобальная бьюти-компания №1.
Я не задумывался, что я буду продвигать. Первый менеджер меня научил, что хороший специалист должен быть крут, даже если он сам не применяет данный продукт в жизни.
Мы с командой участвовали в кейсе, который давал возможность выиграть фасттрек. Вот мы и выиграли. Я попал сразу на последний этап ассессмента. Была классная атмосфера. Тогда я загорелся и захотел попасть в Лореаль.
Ассессмент
В чем преимущества ассессмента и как грамотно показать себя в рамках такого отбора?
— Что тебя так зажгло на ассессменте?

Я даже помню этот день. Там был кейтеринг. Было утро, завтрак. Я мог налить себе кофе, поесть бутерброды. Потом нас поделили на команды. У каждой команды был свой кейс с задачей. К нам приходили эксперты и оценивали нас.
Мне понравилось, что после того, как все закончилось, нам дали возможность задать вопросы экспертам и услышать обратную связь.
И самое крутое то, что обратную связь дали очень качественно, чем нас замотивировали. Вся атмосфера была дружелюбной и классной.

— Ты можешь дать совет ребятам, которые никогда не участвовали в ассессменте? Основываясь на твоем опыте, расскажи как нужно себя вести.
Нужно слушать друг друга. Это самое главное. Быть лидером в команде, конечно, важно, но это не значит, что нужно орать и всегда вставлять свое «я». Нет. На самом деле, лидер — это тот, кто умеет координировать, умеет слушать членов команды. Если кто-то захотел стать лидером — пожалуйста, но помни о том, что в команде есть разные роли. Кто-то командный игрок, кто-то реально лидер. Очень важно не забывать записывать идеи. Потому что из одной маленькой идеи может вырасти крутая стратегия.
В ассессменте умение слушать и слышать — это действительно самая важная штука.

— Почему тебя взяли на стажировку в Лореаль после ассессмента?

— Мне не говорили, почему меня взяли. Когда я общался со своим менеджером, то понял, что
Каждый менеджер берет себе в подчиненные кого-то, похожего на себя. Вот такой инсайт. Хочется работать с тем, кто тебе ближе по духу, по темпераменту.
Допустим, кто-то не был лучшим на ассессменте, но при этом потенциальный менеджер понимал, что чувак действительно крут в чем-то, возможно какие-то детали подмечает, говорит мало, но при этом метко.
Бьюти-гигант
Стажировка в бьюти-гиганте, какая она?
— Расскажи про твой опыт стажировки L'ORÉAL, из чего она состояла?

— У меня было 2 крупных проекта. В первом надо было выстроить стратегию коммуникации по поводу запуска нового продукта. Нужно было продумать, как и где его лучше позиционировать, выставить онлайн. Он не запустился, потому что продукт сам по себе был не очень. На него решили тратить меньше бюджета.

Второй проект был очень крутой. Нужно было подумать, как стимулировать продажи. Мы придумали промо-механику, акцию с блогером Владом Бумагой (Влад А4). Человек покупает продукцию, сканирует чек, вводит его на сайт и получает возможность выиграть призы. Я это координировал, придумал визуалы, сайты. Это было дико сложно. В один из периодов менеджер ушла в отпуск. Пришлось рулить всё одному.
Выпускной Лореаль
— Чем закончилась эта стажировка?

— У меня была возможность остаться в компании, но тогда начиналась учеба в МГУ. Я выбрал учебу и с сентября по январь вообще не работал. Решил, что лучше сконцентрируюсь на учебе и отдохну. Некоторым сделали оффер, потому что база стажеров очень ценится и при прочих равных всегда выберут того, кто уже имел опыт в Лореаль, а не того, кто пришел извне.

— Какими каналами ты пользуешься, чтобы узнавать успешные кейсы, новости сферы маркетинга? Как всегда быть в тренде?

— Первое время я очень много читал, заходил на сайты, например, coursera.ru, vc.ru, где освещаются кейсы. Потом появились каналы в telegram: Русский маркетинг, Кабачковая икра по акции. Сейчас я почти не пользуюсь ресурсами, узнаю новости от коллег, от друзей, которые скидывают в диалог интересные штуки.
Банковская сфера
Менеджмент в банковской среде, сходства и различия
— Как в твою жизнь ворвалась банковская сфера? Что за история, связанная с Тинькофф?

— Не могу сказать, что я целенаправленно подавался в Тинькофф. Это был один из вариантов. И так все совпало, что там у меня получилось пройти собеседование. Банковская сфера меня начала увлекать с третьей стажировки в Ситибанке. Когда я уходил, я понимал, что в Ситибанке была консервативная политика. Мне захотелось попробовать что-то более трендовое, новый подход в бизнесе. Я рассматривал банки типа Альфа, Тинькофф, Райффазен, Сбер. И попал в Тинькофф. Это было круто! Возможно, я сейчас открою какую-то тайну.
Тинькофф — это уже не просто банк, это финтех, это IT-компания.
— Как происходил отбор в Тинькофф? Какими проектами ты там занимаешься?

— Менеджеры являются связующим звеном между продуктовой командой и командами, которые настраивают таргет, контекстную рекламу, занимаются партнерскими коллаборациями.
Я делаю так, чтобы бюджет не был слит, чтобы все было под контролем, чтобы KPI достигались.
А в момент отбора было 3 тестовых задания, которые раскрывали твои возможности мыслить: структура, логика, причинно-следственная связь и понимание бизнеса. Это было самое главное.

— Как ты выстраиваешь процесс, чтобы, не нарушая законов корпоративной этики, добиться от человека того, что тебе нужно, и не переборщить?

— Мне кажется, к каждому человеку нужен разный подход.
Я очень мягкий человек и не вижу поводов для того, чтобы орать на людей или писать в ультимативной форме. Мне кажется, мы все взрослые. Если мы работаем в одной компании, то должны понимать, что нужно делать. У каждого есть своя зона ответственности.
Редко бывает, что человек ленив и не хочет делать, или возможно забыл. Нужно понять, в чем заключается причина. Почему он не может сделать то, что ты просил. Всегда можно договориться. Это мой подход.
Профилактика выгорания
Как бороться с выгоранием и «эффективно» отдыхать?
— А что ты можешь сказать по поводу перегорания? Бывало ли это в твоей жизни?

— Наверное, оно есть у каждого. По сути это просто стресс. Когда ты не можешь уже терпеть. Ты и на работе, и на учебе. Все вместе в одну кучу. Мне кажется, самое главное — понимать, что происходит, и делать из этого выводы. Может помочь психолог, медитативные практики, спорт, друзья.
Выгорание — это некая яма, из которой нужно выбираться. Чем раньше ты выберешься оттуда, тем лучше. Хорошо бы в эту яму больше не возвращаться.
У меня бывало такое, не хотелось ничего делать. Садился за компьютер и не мог писать. Но потом справлялся, находил радость в чем-то другом, и это состояние само уходило. У некоторых выгорание продолжается в течение многих дней. Они не могут отпустить какую-то часть жизни, которая действительно их в этой яме держит. Это сложно — отпускать нелюбимую работу, учебу, которая не приносит тебе удовольствия. Нужно уметь отказываться, чтобы почувствовать себя счастливым.

— Как после тяжелого рабочего дня ты переключаешься и отдыхаешь?
Полежать на кровати — не значит отдохнуть.

Тинькофф. Выступление на стратегической сессии
Если ты забронировал слот в зале, который уже оплатил, или оплатил слот на йогу, мотивация отдохнуть на йоге будет гораздо выше, чем полежать на кровати. Советую, если есть возможность, распределять свое время, отмечать в календаре события. Встреча с семьей, ты пообещал в 5 увидеться с родителями, тебе будет стыдно сказать: «сорри я не приду, у меня работа». Я бы так не смог, если я уже пообещал. Ты держишь это в голове, и пытаешься запихнуть все свои дела в 8-часовой рабочий день. Мотивация уйти с работы в 6, а не в 10 так гораздо выше. Поэтому, мне кажется, круто ставить какие-то планы в календарь. Я могу поставить теннис на 7 и понимаю, что мне нужно уйти в 6. Ты уже оплатил теннис. Либо теряешь деньги и удовольствие, которое ты получаешь на теннисе, либо работаешь. Второй вариант мне не нравится, поэтому я иду на теннис.

— Подводя итог твоего опыта, ты можешь дать совет ребятам, которые начинают взрослую жизнь?

— Мне кажется, самое главное в начале карьеры — пробовать что-то по своему желанию. Если понимаешь, в какой сфере ты хочешь развиваться, то неважно, сколько тебе платят (или вообще не платят). Сначала ты набираешься опыта. То время и те силы, которые ты отдашь на бесплатной стажировке, к тебе вернутся в виде огромного результата в будущем. Плюс, ты пробуешь новое. Тебе может не понравиться. Поэтому, на первых этапах, главное — твоё желание. И, как я уже говорил, не нужно бояться спрашивать, бояться показаться глупым. Эту боязнь я понимаю, и сам с этим борюсь. Она не убирается за день, но у вас есть время. Не бойтесь пробовать новое, даже если вам очень страшно.