GO2KNOW
Как быстро вырасти от продавца-кассира магазина до менеджера?
Катя
Москва, Россия
В интервью Катя рассказала:
HR
1.
Как нужно себя вести на групповых собеседованиях, чтобы тебя взяли на работу
2.
Как перестать стрессовать на собеседованиях и какое упражнение делать, чтобы быстро вернуть себе уверенность перед встречей с HR
Как нужно общаться с другими сотрудниками, чтобы чувствовать себя одной командой
3.
15 апреля 2021
Образование / ВУЗ
Финансовый университет при правительстве РФ

Компания
Inditex (ZARA)

Специальность

Экономическая социология
4.
Поделиться:
Катя поделилась
Сегодня я познакомлю вас с Катей. Кажется, в ее сутках больше часов, чем в наших с вами. Иначе как можно столько успеть?


Катя студентка 4 курса финансового университета по специальности «Экономическая социология». Еще на первом курсе, в 18 лет, она начала работать в DIGITAL-агентстве, потом в retail-компании, где продолжает работать до сих пор, уже в статусе менеджера. Параллельно Катя успевает стажироваться во ВЦИОМе от своего университета.

Катя девушка целеустремленная. Пришла на временную стажировку в магазин — и нашла дело жизни! Как так вышло? Подробности далее.
Вопросы задает: Никита Якунин
Поиск работы
Как выбрать место работы и не прогадать?

— Как ты попала в Inditex?

— Мне нужна была временная работа. Хотелось найти что-то из разряда «ассистент-маркетолог» или «маркетолог» и я временно устроилась в Inditex. Так сильно затянуло, что я до сих пор здесь работаю, и в дальнейшем вижу свое развитие в этой компании.

— Хочу уточнить: ты нашла вакансию на HeadHunter.ru и откликнулась? Почему именно Inditex? Как сложилось, что ты попала туда?
— При поиске работы я часто посещала разные интервью. Я четко поняла, хочу работать в retail. Мне всегда была интересна работа в магазине. У меня была тяга к моде. Подумав и сравнив условия различных компаний, я решила, что эта подходит больше всех. Мне пришло много положительных отзывов, но я решила остановиться именно на Inditex.

— Какие условия тебя подкупили?

— В компании был социальный пакет, самая высокая ставка, имелись скидки и бонусы сотрудникам. Там существовала возможность развития, проводилось очень много тренингов. Меня это подкупило. Пусть даже это не те знания, которые пригодятся мне в профессиональной сфере, если я буду работать социологом, это знания, которые я могу применять на практике.

— Это не стажировка была, а именно работа?

— Да. Я работала продавцом-кассиром. Я не знала, куда именно попаду и ждала приглашения на собеседование от брендов, которым были нужны сотрудники.
Собеседование
Как пройти собеседование и не умереть от страха?
У многих соискателей нет представления о том, как именно проходит отбор. Ты можешь на конкретном примере описать процесс?

— Да. Собираются такие же кандидаты, как и ты. Когда я устраивалась, их было около 10 человек. Мне известно, что, например, в Adidas проходят различные кейсы. Вас вводят в стрессовую ситуацию и смотрят на реакцию. У нас в Inditex почти то же самое. Правда не в форме соревнований, а в виде беседы. В Adidas нас делили по группам, давали кейс, мы его решали. В тот момент за нами наблюдали и делали заметки. Очень стрессово было. В итоге мне там сделали предложение, но у них достаточно жесткие условия работы. И в плане зарплаты, и в плане дисциплины. Поэтому я решила, что мне это не подходит.

— Что бы ты могла посоветовать ребятам, которые приходят на такие игры? Как лучше себя вести?
Нужно быть активным, не бояться сказать что-то неправильно. Если я перед собеседованием очень боялась, все часто проходило неудачно. Надо идти с уверенностью. Если не возьмут — ничего страшного. Нужно показывать себя настоящей. Делать так, как считаешь нужным. Если компанию это устроит — здорово.
The evaluation of a good visual communication design is mainly based on measuring comprehension by the audience, not on personal aesthetic and/or artistic preference as there are no universally agreed-upon principles of beauty and ugliness.
Нужно убрать лишний страх и стресс. В таком состоянии человека трудно увидеть настоящим. Разглядеть его реальные навыки.

— Что тебе помогало не бояться? Ты всегда активна и таких вещей не боишься, или пришла к этому?

— На самом деле, я всегда очень переживаю на собеседованиях. Особенно если мне хочется попасть в конкретное место. Но, в какой-то момент, после провала на одном важном для меня собеседовании, я обрела уверенность в своих силах. Что-то во мне перевернулось. Я шла на все остальные собеседования с настроем «раз меня туда не взяли, то уже все равно». Когда груз ответственности спал с моих плеч, я стала самой собой.
О специфике работы
Как устроена ритейл-компания изнутри?
— Сколько ты уже в Inditex работаешь? Что ты хотела получить, когда шла туда на временную работу, и что ты в итоге получила?

— Работаю в Inditex два с половиной года. Во-первых, я сейчас повышенный сотрудник, я в менеджерском составе. Такие сотрудники есть в каждом магазине. У меня не самая высокая должность, но тем не менее. Я четко понимаю, что хочу развиваться именно в этой компании. Я хочу выйти за пределы магазина, заниматься коммерческой сферой деятельности, создавать какие-то проекты. Хочу заниматься HR, мне это очень интересно и нравится. Я хотела бы связать с этим свою дальнейшую жизнь.

— А ты не сказала, или может я пропустил, в каком бренде ты работаешь?

— Я работаю в ZARA.
Офис Zara в Брюсселе
— Есть какие-то грейды, например, младший продавец, старший продавец, менеджер, старший менеджер? Как устроена карьерная лестница в магазине?

— Если начать снизу, то это менеджер склада, мерчендайзер, старший кассир, старший продавец и дальше менеджер с ассистентом менеджера. Около 5–6 менеджерских позиций.

— Повышают всех, кто работает определенное время, или нужно себя проявить, зарекомендовать?

— Да. Во-первых, нужно проявить инициативу. Потом вам предстоит очень долгая система развития. Т.е. сначала вы работаете над индикаторами потенциала, потом идете в центр развития, сдаете еще один тренинг. Казалось бы, это всего лишь магазин, но для повышения нужно пройти около 4-х ступеней. Иногда думаешь: «А стоит ли оно вообще того?».

— А индикатор потенциала — что это такое?

— Есть такие формулировки про активность, целеустремленность, работу с большим количеством материала, готовность прийти на помощь команде. Там 16 пунктов. Нужно по каждому привести конкретную ситуацию. Пример, как ты реализовал эту функцию у себя в магазине, в работе. Если пример хороший, и устраивает HR – это плюсик. Нужно набрать 12 из 16 таких пунктов.

— В больших международных компаниях есть такое понятие, как onboarding, или induction. Когда приходит новый человек, разрабатывается определенный план его адаптации. Как был устроен этот процесс адаптации в Inditex?


— Назначается куратор — ответственный менеджер. Есть план тренинга, разбитый условно на 5 дней. Там написано, что ты должен рассказать сотруднику в 1-й день, во 2-й, в 3-й, в 4-й… Происходит знакомство с компанией, с магазином, с коллективом. В корпоративном приложении есть все курсы, которые должен пройти новичок. Там собраны абсолютно все материалы. Обучение ведется с использованием мобильного приложения, на digital-платформе. Через месяц работы (именно столько длится испытательный срок), нужно пройти аттестацию у менеджера, который с тобой работал. Если не проходишь, есть вероятность, что тебя уволят. Но, в основном, условия очень лояльные. Компания не хочет терять сотрудника, поэтому его обучают дальше.
Командная работа
В чем секрет успешной карьеры в ритейле?
Три года работы в магазине — довольно большой срок. Как ты считаешь, что позволило тебе так долго там задержаться?

— В магазине, где я работаю, очень хороший коллектив. Именно это мне и помогло в первое время. К тому же, здесь все зависит от того, с какой целью приходит человек. Надолго задерживаются люди, которые понимают, что они хотят развиваться в компании и занимать менеджерские позиции. Сотрудники моего магазина, занимающие высокие позиции, работают в нем по 6–7 лет. А ребята, которым все равно, обычно больше полугода-года не задерживаются. В нашем магазине очень сплоченный коллектив, потому что мы очень много работаем над командообразованием.

А что это за понятие — командообразование?
— Индивидуальный подход к каждому. Часто менеджеры хотят, чтобы сотрудники просто выполняли свои обязанности, и не пытаются найти к ним индивидуальный подход. Совершенно не учитывается тип темперамента работника. Есть книга «Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Как раз про менеджерское управление. Там расписывается, если кажется, что человек тупит, это потому, что он так воспринимает информацию. Там описываются все эти темпераменты, как с ними работать в реальной жизни. Очень важно учитывать это, а не считать, что если человек не выполнил задачу в срок — он плохой. Нужно подойти к нему, понять, почему он так делает.

Я считаю, важно спрашивать у человека: «Как у тебя настроение?», «Что у тебя случилось в жизни?», чтобы человек чувствовал себя не как на работе, а как в команде. Чтобы он чувствовал заинтересованность.
The evaluation of a good visual communication design is mainly based on measuring comprehension by the audience, not on personal aesthetic and/or artistic preference as there are no universally agreed-upon principles of beauty and ugliness.
Для того чтобы пойти дальше магазина, нужно сначала дорасти до директора? Или это необязательно, и есть какой-то другой путь? Как ты видишь свою идеальную карьеру в Inditex?

— Eсть 2 способа. Первый — дорасти до директора, и потом попасть в сетевую команду, которая отвечает за регионы и развитие бренда по стране. Второй вариант — попасть туда через офис. Есть 2 вида совершенно разных работ. Офисная работа и работа на площадках. Иногда работа на площадках оплачивается больше, чем в офисе. Она более престижная. Если ты в сетевой команде, тебя знают все. А когда ты сидишь в офисе, ты не особо известен.

Правильно я тебя понял, что ты хочешь пойти в HR в офис?

— Да, но HR есть как в офисе, так и на площадках в сетевой команде. В офисе, в основном, отдел кадров, отдел по набору персонала через массовые собеседования. А HR на площадках отвечает за работу в магазинах, постоянно ездит по торговым точкам, смотрит, что там происходит, работает с командой и продуктивностью. Я бы хотела быть именно на площадке, а не в офисе. Мне это ближе. Хочу выполнить определенную миссию — навести порядок в компании, где в кадровом отделе царит хаос. Грубо говоря, навести порядок, чтобы всем сотрудникам было комфортно работать.

Что бы ты могла себе посоветовать 3 года назад, когда только начинала свой путь? Что бы ты посоветовала не делать? Какие ошибки не совершать? В какие компании не ходить?

— Мне сейчас на ум приходит только вопрос дружбы на работе. Если человек приходит в компанию, важно иметь со всеми хорошие отношения. Но, если хочешь развиваться, дружить на работе очень тяжело. Нужно различать личное и рабочее. Еще не следует бояться отказа, когда идешь на собеседование. Если не попадешь на эту работу — попадешь на другую. На любой работе ты научишься чему-то. Получишь навыки, которые тебе в дальнейшем помогут.

На собеседовании стоит вести себя как можно естественнее. Есть хороший лайфхак: если сильно стрессуешь перед собеседованием, нужно прийти на 5 минут раньше, сесть, принять уверенную позу. И сидеть с распростертыми руками, как король. Пока ты сидишь в этой позе, к тебе притягивается уверенность в себе. Этот лайфхак действительно работает!