GO2KNOW
Как познать себя через стажировки и выбрать карьеру?
Юля Петросова
Москва, Россия
В интервью Юля рассказала:
1.
Как можно найти стажировку/работу в городе-немиллионнике
2.
Из чего состоит работа продюсера
Как нужно выстроить работу, когда ты только начал работать продюсером
3.
Какие есть бесплатные образовательные мероприятия, где можно прокачаться
4.
31 мая 2021
Образование / ВУЗ
Севастопольский государственный университет, ВШЭ

Компания
Biser

Специальность
Финансы и кредит, Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Поделиться:
Юля поделилась
Знакомьтесь, это Юля.

Она училась на бакалавриате «Финансы и кредит» в Севастопольском государственном университете, прошла несколько неоплачиваемых стажировок в Севастополе в Управлении по делам молодежи и студентов и Ассоциации студенческих клубов. Этот опыт помог ей решиться сменить профиль на Медиакоммуникации в Высшей Школе Экономики. В 2019 Юля поступила на магистратуру ВШЭ и переехала в Москву, где решила поработать по специальности и попала в продакшн. В интервью вы узнаете всю кухню съемочного процесса.
Вопросы задает: Никита Якунин
Где искать работу
Кто если не HeadHunter?
— Что тебя подтолкнуло пойти на стажировку?

— На 4 курсе я поняла, что не буду связывать свою жизнь с экономикой. Мне надо было ответить на свой вопрос: «Чем же я буду заниматься, если не экономикой?». Поэтому у меня была цель найти организацию в Севастополе, где мне было бы комфортно и интересно работать.

— Насколько реалистично найти стажировку в Севастополе, не таком крупном городе, как Москва и Санкт-Петербург?
— Это практически невозможно сделать. Вакансий на HeadHunter нет практически. Сложно найти возможность попробовать что-то, а не сразу подписывать контракт. Мне повезло, что Управление по делам молодежи и спорта — государственное заведение, до которого дошли программы стажировок для студентов.

— Как ты находила стажировки?

— Первую стажировку я нашла с помощью социальных сетей. Управление было агрегатором всех мероприятий в городе — в одном из их анонсов я увидела объявление о стажировке и откликнулась на него. Об остальных, связанных с ассоциацией спортивных клубов, я узнала, благодаря проекту, в котором участвовала. И дальше уже узнавала про возможности. Как можно в Ассоциации расти. Непосредственно при контакте с руководством.
Из личного архива
— Как они тебе помогли?

Мне очень помогла последняя стажировка в пресс-службе Ассоциации студенческих спортивных клубов. Я поняла, что хочу поступить на медиа — в магистратуру. Благодаря опыту работы в медиа я набрала достаточно баллов, чтобы пройти на программу.

— Какие могут быть способы поиска стажировок, кроме HeadHunter, в таких городах-немилионниках?

— В IT есть истории, когда преподаватели включают студентов в свои студенческие проекты на оплачиваемые стажировки. Cоцсети — отличный канал. Еще Управления по делам молодежи или какие-то бизнес-ассоциации, которые проводят мероприятия в городе.
Личные коммуникации в маленьких городах играют самую большую роль.
The evaluation of a good visual communication design is mainly based on measuring comprehension by the audience, not on personal aesthetic and/or artistic preference as there are no universally agreed-upon principles of beauty and ugliness.
Важно искать мероприятия по интересующей теме, знакомиться с людьми, проявлять активность.

— Насколько реалистично было найти работу на частичную занятость?

— Абсолютно реалистично. Из-за специфики курортного города многие учились весь семестр, а летом находили сезонную работу — бармены, бариста. Некоторые работали круглый год в пиццериях администраторами и т.д. Но я не знаю никого, кто с 1-го курса находил нормальную должность.

— Чем эффект от опыта неоплачиваемой стажировки в администрации отличается от оплачиваемой работы в пиццерии?

— Это возможность в дальнейшем найти лучшее место работы и переходить в другие области, потому что именно такие стажировки открывают контакты руководителей и людей, которые занимаются крупными проектами. Это вклад в будущее. На первой позиции я ничего не зарабатывала, но имела много выходов на интересные проекты.

— Если немножко пофантазировать и представить, что ты осталась в Севастополе, где бы ты сейчас могла работать?

Я много взаимодействовала с волонтерскими организациями и с «Росмолодежью». Я участвовала в их мероприятиях и могла бы пойти со своим опытом туда. Поэтому это, наверное, какие-то добровольческие студенческие организации.

— Как прошел твой первый год обучения в вышке?

— Первые полгода я посвятила учебе, потому что медиа для меня было новым направлением. Потом начала искать стажировки и работу через HeadHunter и Grintern. Использовала Телеграмм-каналы как возможность узнать зарплату на рынке, чтобы понимать видеть ориентир, куда я двигаюсь. Со 2-го курса начала работать в агентстве «Biser».
О специфике работы
Как получить опыт, не имея опыта?
— Как ты попала в «Biser»?

— С помощью личных контактов. У нашего потока трансмедиа есть группа в «Фейсбуке». Туда преподаватели часто кидают какие-то вакансии от своих друзей, дружественных организаций. И вот, один из преподавателей разместил вакансию продюсера видеоконтента на проект. Я написала через группу, и меня взяли.

— Как происходил отбор?

— Самый удивительный отбор был… Его не было. В описании вакансии было написано, что будет очень жестко, будет очень напряженный темп. Я понимала, что продюсирование сложно, но все равно откликнулась и объяснила про небольшой опыт в продюсировании видео. Мне сказали, что ничего страшного и что начнем со стажировки. Так и взяли.

— В больших иностранных компаниях обычно есть ознакомительная программа для новых сотрудников. В «Biser» было что-то подобное?

— Как такового обучения не было. Сразу пошли задачи, и если у меня были вопросы, что-то поясняли. А так онбординга не было.

— Когда ты шла на эту работу, у тебя были какие-то опасения, страхи?

— Главный страх был — это фраза, в которой они запугивали, что это очень жестко, напряженный ритм. Для меня было очень странно, что они так позиционируют себя с самого начала. Но уже во второй месяц стало понятно, что эта фраза была написана не зря.

Из личного архива
— Можешь рассказать в деталях про первые свои дни?

— Первым заданием было найти студию для съёмок под ТЗ. Конкретность ТЗ заключалось в том, что это светлый зал больше 80 кв. метров и недорого, и чтобы его одобрил режиссер. Это все, что мне дали. Я выглядела как девочка зеленая, которая ни в чем не разбирается. Очень я боялась, что долго будет происходить выбор. Мне говорили нет, но не объясняли почему. Со временем стало понятно, чего хочет человек. Дальше было задание понять специфику съемки: если помещение далеко, нужно заказать проезд для машины, заранее оформить и в бюджет вложить, напомнить про акт студии. Много мелочей, которые нужно держать в голове. Студии — это вообще отдельный разговор. Особенно если видеосъемка. Это же звук. Можно попасть на ремонт в соседнем помещении. Это все ответственность продюсера. Но предугадать заранее нельзя.

— То есть первые задачи были связаны с административной функцией. Дальше как-то задания менялись?

— Они были примерно такого же плана. Но включилось огромное взаимодействие с людьми. Я общалась с заказчиками, занималась административной частью, отчетами. Например, я занималась образовательным онлайн-курсом для волонтеров для Ассоциации волонтерских центров — их обучали эффективным коммуникациям, проектному менеджменту и т.п. Договаривалась со спикерами о выступлениях, высылала им тексты. Часто было сумасшедшее ограничение по времени.

— А тексты для спикеров тексты тебе приходилось писать? Как это все работало?

— У нас был автор, съемочная команда и я, как продюсер-организатор. Эти три звена должны были организовать съемки и сдать проект. Автор отвечал за контентную часть и помогал спикерам правильно и интересно говорить на камеру. А я присылала эти тексты спикерам и рассказывала про процесс съемок. Иногда возникала проблема: тексты писал методолог, который не умел превращать термины и сложную информацию в человеческий язык. И автор, как мог, упаковывал его в понятный формат. И этот текст мы уже рассылали спикерам для ознакомления, но учить его было не нужно, потому что они читали его по суфлеру в основном. Часто они еще делились практическим опытом.

Зачем нужны были именно эксперты, если текст от методолога и автора может прочитать любой универсальный диктор?

— Эксперты играли огромную роль. Например, когда один преподаватель из Вышки рассказывал про политику, как она устроена, он тоже просто читал по суфлеру. У человека сумасшедший опыт, но весь текст ему писал канал, который хотел эту программу у себя выпустить. Сами тексты часто делали люди, которые даже никогда не видели эксперта вживую. Всем нужен человек, про чьи заслуги можно написать на плашке в видео. Это так работает. Иногда спикеры отказывались что-то говорить на камеру. Да, вот была проблема, когда люди говорили: «А я не буду говорить, я не согласна». То есть были такие ситуации, мы переносили съемки. Человеку нужно было время подредактировать. То есть он так, читал поверхностно, а потом, когда встал возле камеры, и говорит: «Нет! Я не согласен, я не буду этого читать».
Из личного архива
— И как решались такие конфликтные ситуации?

— Мы решали… В плане переносили съемки. Буквально через два дня я вызывала такси этому человеку, чтобы была какая-то мотивация обратно вернуться к нам. И мы находили удобное время, и уже подстраивали съемочную группу под этого человека. Да, вот так.

— Ты говоришь, что нагрузка росла постепенно. В чем она выражалась?

— Как менеджер ты планируешь съемки и держишь все более-менее под контролем. Но потом сыпятся новые, огромные по объему, важные задачи, которые нужно обязательно выполнить и уместить в плотно расписанный график. И это сводит с ума, потому что из-за занятости никто не может помочь. Приходилось как-то выкручиваться, работать в выходные. Это было очень тяжело.

— Почему сложилась такая ситуация? Это специфика бизнеса или есть другая причина?

— С одной стороны, было много возможностей облегчить мою работу. С другой стороны, специфика продюсирования — постоянное решение вопросов и проблем. Но я понимаю, что есть другие компании с проектами побольше и выстроенными процессами. Мое агентство сильно рисковало, что дали человеку без опыта работы такой большой объем.

— Что бы ты посоветовала будущему сотруднику такого агентства?

— Я бы посоветовала может не с руководителем, насколько это адекватно в первые там дни, но со своей командой договориться, что «ребята, давайте мы не будем писать в чат и какие-то задачи решать до 8 вечера. И давайте распределим задачи до выходных, а не будем вспоминать о них в субботу». Т.е. наладить связь с командой, не думать, что тебя воспринимают как «зеленого», не понимающего ничего человека, а сразу с ними распределять нагрузку так, чтобы на выходные не оставалось каких-то вопросов. Вот.
Первый важный вопрос — это коммуникации с командой. Она должна быть доверительная.
The evaluation of a good visual communication design is mainly based on measuring comprehension by the audience, not on personal aesthetic and/or artistic preference as there are no universally agreed-upon principles of beauty and ugliness.
— Сколько примерно сейчас на рынке стоит такой продюсер с небольшим опытом?

— Мне кажется, с учетом сложности работы, 40 тысяч — то, за что нужно бороться. И доказывать, что тебе нужно платить эти деньги, чтобы ты хорошо выполнял свою работу. Если, конечно, выдержишь стажировку.

— Как ты думаешь, твой предыдущий опыт стажировок тебя как-то подготовил к такой сложной работе с жестким графиком?

— Конечно. Для меня было важно было в предыдущих стажировках работать не со студентами, а с опытными людьми, научиться выстраивать с ними взаимоотношения вне зависимости от специфики работы. Они научили меня контролировать нагрузку, держать себя правильно в коллективе, выстраивать границы, а не просто быть девочкой, которую задачами загружают.

— Бывало ли тебе страшно на работе или стажировке?

— Да, это было связано как раз с невыстроенными коммуникациями, отсутствием доверия к человеку, который с тобой занимается одним делом. И ты всегда опять боялся напороться на какой-нибудь конфликт. Но вот у тебя с ними нет вот этого контакта, который нужен для того, чтобы задачу решить быстро. Были действительно страшные моменты, когда ты понимаешь, что тебе нужно срочно, чтобы человек одобрил студию на ближайшую съемку и она твой единственный вариант, а ее не одобряют. Понятно, что потом все решается…Но ты стрессуешь очень сильно.
Стажировки
Где набраться навыков?
— Ты проходила какие-то дополнительные обучающие курсы?

Я проходила по СММ программу тоже от АССК.pro. Было очень много форумов образовательных, оффлайн-программ. Есть много площадок, которые учат проектному мышлению. Я ездила на форум «Территория Смыслов» на Клязьме, в Калининград. Это бесплатные поездки. Город (Севастополь) оплачивал полностью поездку, жилье, питание и программу.

— Как попасть в такие поездки?

— У Росмолодежи есть сайт «АИС Молодежь». Нужно зарегистрироваться и выбрать интересующее направление. Есть форумы для медиков, добровольцев, учителей, археологов. Очень широкий выбор образовательных программ, подборку предложений можно настроить по интересам. Нужно заполнить заявку на форум, получить одобрение, выполнить тестовые задания.

— Что ты можешь порекомендовать студентам?

— Я бы посоветовала найти первую работу, на которой будет более-менее комфортно. Нужно набраться уверенности в себе, опыта общения с разными людьми. Нужно участвовать в образовательных форумах, где можно работать над задачами в команде, обладая абсолютно разными навыками и опытом. Поэтому я рекомендую все-таки зарегистрироваться на «АИС молодежь», поучаствовать в каком-нибудь мероприятии, пройти эту школу и узнать, как ты взаимодействуешь с людьми, занимаешься проектами, стратегически мыслишь. И, сформировав какие-то навыки, уже идти на работу.