GO2KNOW
Как образовательные мероприятия в IT помогают набраться опыта и смело строить карьеру?
Михаил Казеев
Москва, Россия
В интервью Михаил рассказал:
1.
Какие студенческие активности помогут продвижению по карьерной лестнице
Должен ли айтишник в банке знать банковскую сферу
2.
Как себя вести молодому специалисту, чтобы максимально быстро влиться в процессы
3.
13 мая 2021
Образование / ВУЗ
ИнЭИ НИУ МЭИ

Компания
Русфинанс Банк

Специальность
Программирование
Профиль:
Поделиться:
Михаил учится на третьем курсе Инженерно-экономического института (ИнЭИ) при Национальном исследовательском университете «МЭИ». Еще в 16 лет он решил заниматься разработкой на Java и с тех пор уверенно идет своим путем. Миша ходил на образовательные мероприятия, прокачивался самостоятельно и смог стать крутым специалистом еще до выпуска из ВУЗа. Хотите так же? Читайте это интервью.
Вопросы задает: Юлия Петросова
Начало карьеры
IT-специалист в банке. Как туда попасть и чем предстоит заниматься?
— В какой компании ты работаешь? И как ты туда попал?
Я понял, что мне нужны деньги, чтобы строить себя, как человека, отдельно от родителей, и начал заниматься Java.
Пошел на курсы компании CROC. У них были бесплатные школы — летняя и зимняя. После прохождения курсов, я составил резюме на HeadHunter, и меня через 3 дня пригласили в компанию «Русфинансбанк» (присоединился к ПАО «Росбанк»). Они сами на меня вышли.

Там получилась смешная ситуация. Это большая группа компаний Société Generale, я откликнулся на другого представителя этой группы. И когда я шел на собеседование, то думал, что иду на собеседование именно этого представителя, а не в Русфинансбанк. И только на 2 собеседовании я узнал, что это не та компания.

— Ты начал со стажировки?

— Да, меня позвали на стажировку. На шестичасовой рабочий день, потому что я учусь очно. Я попал в департамент информационного развития технологий. Там занимаются развитием бизнес-продуктов.

— А сейчас ты в штате? Как звучит твоя должность?

— Уже полтора года я старший эксперт, Java-разработчик.

— То есть у тебя есть уже свои стажеры?

Нет, у нас другая иерархия, даже тимлидов нет. Сейчас нами управляют аналитики, а разработчики просто разрабатывают код и пишут его по ТЗ.
Студенчество
Какие студенческие активности помогут в построении карьеры?
— На первом курсе ты не работал, верно? Состоял ли ты в каких-либо студенческих клубах? Принимал участие в хакатонах? Чем занимался, пока не нашел работу?

У нас очень классный институт в плане студенческой жизни и досуга. 12 институтов, у каждого профбюро, и каждое профбюро раз в месяц делает какое-то мероприятие.
Каждую неделю — одно крупное событие. Дискотека или еще что-нибудь. Там всегда нужны были волонтеры. Я очень много волонтерил, получил 7 благодарностей от института за свои деяния. В итоге поехал в наш собственный лагерь в Алуште у моря бесплатно.
Хотя я учусь на платном.

— А образовательные мероприятия?

Хакатоны начались со 2 семестра. Я попал в зимнюю школу в компанию CROC в команду по работе со студентами и школьниками. Команда называется BrainZ.
Школа длилась около месяца. Раз в неделю мы приходили на очные занятия. Наш куратор — опытный разработчик, рассказывал про Java Core и тонкости из своего опыта.

Летняя школа. Занятие
Было очень интересно. Потом была объявлена летняя школа. Это разработка бизнес-проектов. Там дают более-менее приближенную к реальной задачу для решения командой. По итогу можно было попасть в CROC.

— Как ты попал в Летнюю школу?

— В зимней школе нам давали задания — задачки. Решаешь — получаешь баллы. Когда набираешь определенное количество баллов — получаешь возможность попасть на Летнюю школу без конкурса. Интересно то, что на летнюю школу можно было пройти только со второго курса, а я тогда был на первом. Помогла бальная система.

В CROC я принял участие в 2–3 хакатонах, 2 из них выиграл. Студентам, которые живут возле метро Авиамоторная, советую попробовать сходить в CROC на Хакатоны. Это интересно и там классные призы.

— Что вы делали на твоем первом Хакатоне, какая задача была?

— Для портала вышки (не ВШЭ) мы писали игру на Java-Script.
Штука в том, что наша команда состояла из парня 16 лет, аналитика, дизайнера и моего друга. Никто не знал Java-Script, но мы смогли за три дня написать игру, дизайнер круто оформил презентацию, и мы заняли призовое место.
— Круто! Хакатоны давали возможность попасть в CROC на позицию?

— Хакатоны нет, а летняя школа — да. Там много проектов, в некоторых из них они направляют студентов в школы. Студенты являются кураторами для школьников и совместно реализуют какой-нибудь айтишный проект.
1 место на хакатоне
— А как ты узнал о таких возможностях? Была рассылка в университете?

— Я листал ленту ВКонтакте, и увидел обучение Java. Я как раз начал заниматься этим языком программирования. Реклама привела меня на сайт с зимней школой CROC. Я подал заявку на участие.

А вот, например, Хакатоны — это просто. Регистрируешь команду, или в общей группе пишешь, что у тебя нет команды, и тебя распределяют куда-нибудь. Чтобы туда попасть ничего не нужно. Человек, который хочет проверить свои силы, может пойти в любой момент и попробовать себя на реальном мероприятии с реальными задачами в команде.

— А чем тебя Java заинтересовала?

— Крошка-сын подошел к отцу, и спросила кроха: «папа, на чем нужно разрабатывать, чтобы много зарабатывать?» он мне сказал: «разрабатывай на Java». Я такой: «хорошо» и начал Java учить. Мне было лет 17.
Все победители хакатона
Специализация
В чем преимущества Java?
— Сейчас ты развиваешься в направлении Java, или ты понял, что тебе что-то еще интересно из языков?

— На самом деле, я сейчас развиваюсь в стеке Java. Может через пару лет я Kotlin еще освою, если он станет еще более популярным. Но Java стек хорош тем, что много крупных компаний работают на нем, а на рынке сейчас разработчиков на Java не так много. На 1 место, может быть, полтора человека в некоторых компаниях. Поэтому найти работу не составляет труда.

— Java стек — это такое отдельное направление?

— Стек — это набор технологий вокруг Java, которые с ней работают, обитают, взаимодействуют.
Окончание зимней школы
Образование
Актуально ли образование в сфере IT, которое дают современные ВУЗы?
— А как у тебя сейчас с учебой?
С самого начала, как пошел в институт, я не чувствовал ее актуальность. С 15 лет я уже начал интересоваться разработкой программного обеспечения CC++. Но, в институте я понял насколько старые знания там даются.
На 3 курсе мы изучаем пролог и пишем курсовую по синтаксису пролога. Я не понимаю, если вы хотите выпускать специалистов, почему не давать свежие знания по тем же направлениям. Я не хожу на эти пары, если честно. Куча долгов, но в прошлом семестре я закрылся без троек, хотя учился точно так же. Институт идет на уступки, потому что понимает — я, еще не вышедший из института, уже являюсь специалистом в своей области.

— Помог ли тебе образовательные мероприятия от CROC войти в сферу Javа? Или эффективнее было самообучение поэтому языку?

— Зимняя школа мне очень сильно помогла. На протяжении первого семестра 1 курса, я пытался освоить Java. До этого я разрабатывал только в процедурном стиле. А мне хотелось изучить OP. Как мне сказал отец, все большие компании работают на Java просто потому, что это удобно. Я тогда еще не разбирался, но решил послушаться. Купил себе толстенную книгу по java, прочитал ее, абсолютно ничего не понял. Зачем это OP надо? И на процедурном языке нормально пишется то, что мне нужно. Но когда я посетил в зимней школе CROC всего одно занятие, мне стало гораздо проще вливаться в Java. По окончанию всего курса я уже сам мог развиваться в этом направлении. Было понятно зачем нужен Java.
Команда Миши на зимней школе
— А чем отличались зимняя и летняя школы? Что это из себя представляло?
По факту зимняя школа — это заочное обучение. Ты в субботу приходишь в институт. Два часа слушаешь лекции, а потом два часа практикуешься. В конце бучения мы сделали проект — написали чат-бота.

А в летней школе у нас с самого начала ставилась бизнес-цель для такой-то компании. У нас был road map: что должно быть обязательно реализовано и что хорошо бы реализовать.
А еще в середине нам дали реализовать ещё одно задание, чтобы в конце летней школы нас могли оценить по этим проектам. Эти проекты мы разрабатывали в команде из пяти человек. Ещё у нас были кураторы, которые нам помогали, рассказывали о внутренних механизмах движка, который написал CROC. В конце у нас была презентация. Собрались все участники, и человек из команды выходил к проектору, показывал слайды, рассказывал, как что работает. Потом показывал наглядно эту программу из браузера.
Вручение сертификатов окончания летней школы
Банковская специфика
Нужны ли IT-специалисту, работающему в банке, знания в банковской сфере?
— А если вернуться к стажировке в банке, как все проходило?

— Мне позвонили, пригласили. Прошло два собеседования. Первичное — HR и начальник департамента. HR спрашивал меня про жизнь. Начальник департамента спрашивал по java. Я отвечал, даже умные книжки цитировал. Думаю, это произвело впечатление на работодателей. А на втором собеседовании был только начальник департамента. Задачки позадавал — я их порешал. Половину завалил. Мне потом сказали, что подхожу, и я начал стажироваться.

— Что-то спрашивали по поводу знания банковской структуры?
Я разработчик и от меня требуется разрабатывать код. Я не должен знать, как работает расчет кредита. Если мне это будет нужно — мне аналитик скажет, как это сделать.

Мини-игры в день окончания курсов
У нас такая структура, что аналитики пишут ТЗ. Оно структурированное, все четко и понятно. Просто берешь и пишешь.

— У тебя был испытательный срок, или оценивалась успешность проектов? Как принималось решение перевести тебя из стажеров в штат?

— Мне дали маленькое пособие по технологиям, которые там используются. Оно было страниц на 50. А в конце было 10 задач, которые нужно решить. Я решал эти задачки, вникал в работу framework, который был написан нашими старшими разработчиками. На задачу давался месяц, и на этот месяц идешь стажером. Но я ее решил за неделю. И мне сказали, что я иду в штат.Вместо 8 часов я работал 6 из-за учебы. Первый офис был недалеко от института — 30 минут и я уже на работе.

— Как ты совмещаешь учебу и работу?

— Когда я начал работать, у нас очень удачно сложился график. Я в первую половину дня был в институте, а вторую на работе, либо наоборот. На работе относились к этому лояльно, потому что знали, что я студент. Мне говорили — главное выполнять задачи, которые перед тобой ставят. И иногда появляться в сети, потому что есть совещания, на которых обсуждают разные умные вещи.

Наверное, у меня получается успевать потому, что я «халатно» отношусь к учебе. Я в ней разочаровался. Я плачу 220 тысяч в год, а мне дают знания о языках, которым уже под тридцатник, они старше меня. Java тоже старше меня, но она развивается, она актуальна на рынке. А мне дают языки 60–70 годов, которые уже вымерли.
Советы
Что важно знать начинающему специалисту?
— Чему тебя больше всего научил опыт, который ты получил?
Если вам попадается какая-то сложная задача — не бегите к старшим разработчикам. Постарайтесь первый час ее усердно погуглить. Я и сам так начинал. Когда с непонятным сталкивался — сразу бежал к старшим и спрашивал, как да что. И на их объяснения уходило 3–4 часа. Они мне рассказали, показали, решили проблему. И получается, что я не работал и они не работали. Час-полтора твоего гугления может сильно сузить проблему. Даже если ты не сможешь её решить, сумеешь задать более конкретный вопрос.
Стрессоустойчивость — самое главное. Когда смотришь на 1000 строчек кода, который был написан в 2013 году, ты начинаешь в него всматриваться, а он начинает всматриваться в тебя. Поначалу это было очень страшно, потому что не понимал, как это работает. А потом приноровился и уже нормально могу что-то изменить или поправить, уже нет такого стресса. Ещё взаимодействие с коллегами. Стажировка очень сильно помогает. Научился правильно писать письма, грамотно задавать вопросы. Правильный ответ состоит на 90% из правильного вопроса.

— Вспомни свои 2–3 ключевые ошибки, и поделись пожалуйста со студентами, которые только пойдут на свою первую стажировку или работу. Как лучше не поступать?

— Никогда не идите работать в Макдональдс, потому что это очень плохо. Там не любят людей в отличие от IT. В IT людей любят и относятся к ним, как к людям. В Макдональсе такого нет. Это одна из моих главных ключевых ошибок. Я в 16 лет пошел в Макдональдс подрабатывать. Лучше бы я потратил это время на изучение книг. Для начала нужно изучить процедурные языки СИ, либо С++ в процедурном стиле, понять, как работает память, как работает компьютер, операционная система, написать какие-то простенькие программы. Можно участвовать в онлайн олимпиадах. Есть очень много олимпиадных сайтов, которые дают возможность загружать свой код и проверять его на лету. Там дается задача, ты пишешь код под эту задачу, загружаешь его, и автоматически все проверяется. Почаще участвовать во всяких мероприятиях, хакатонах и находить себе сообщников. Если человек решил идти в IT, то это как минимум, не должно его напрягать, а как максимум — он должен гореть этим. Я горю своей специальностью. Мне нравится, когда мои программы работают, я получаю от этого удовольствие. Если человек горит — вокруг него всегда будут такие же энтузиасты. И не только в IT. В Москве сейчас очень много открытых площадок, куда можно пойти и проверить свои силы. А дальше подавать резюме, ходить на HeadHunter, куда-нибудь еще и рассылать его насильно. Видите вакансию — нажимаете отправить заявку, откликнуться. И даже если вы не уверены, что сможете пройти, все равно идите на собеседование. Это даст вам навыки общения с HR, а после 10 собеседования вы уже не будете так нервничать, как после первого.