GO2KNOW
Как найти себя в «Яндексе», пройдя стажировки в Danone и L'Oreal?
Диана Казакова
Москва, Россия
20 мая 2021
Образование / ВУЗ
ВШЭ

Компания
Яндекс

Специальность
Факультет мировой экономики
Поделиться:
3.
Как попасть в «Яндекс» через образовательную программу
Как грамотно «продать» себя HR-ру компании
2.
Что дает участие в кейс-чемпионатах
1.
В интервью Диана рассказала:
Диана поделилась
Профиль:
Диана — отличный пример профессионала, который не боится искать себя. Она успела пройти несколько абсолютно разных стажировок, поработать в компаниях-гигантах и в стартапе, поменять направление своей карьеры, и все это всего за несколько лет. Как не бояться пробовать новое и выгодно «продавать» себя копаниям, Диана отметила в этом интервью.
Вопросы задает: Юлия Петросова
Начало карьеры
Как в студенческой жизни заложить фундамент успешной карьеры?
— Расскажи, пожалуйста, как начался твой путь?
Мне никогда не хотелось быть «глубоким экономистом», поэтому я поступила на мировую экономику. Это математическая база с иностранными языками. Немного математики, немного гуманитарных наук.
На 2 курсе мне нужно было понять, куда я хочу двигаться. Я стала смотреть разные варианты на HeadHunter. Мне очень хотелось поработать в Москва-Сити, и я нашла компанию, которая брала на работу студентов, начиная со второго курса. Стажировки с перспективой попасть в штат. Эта компания в сфере недвижимости называется Colliers International. После этой неоплачиваемой стажировки я сделала вывод, что всякий труд должен оплачиваться.

В конце 2 курса я решила попробовать себя в сфере HR, и подалась в Danon. Мне казалось, я смогу там себя проявить. Позже у меня сложилось понимание, как работает традиционный бизнес в стиле FMCG, чем занимается HR. Я решила, что мне интереснее продажи или маркетинг. После 3 курса, я пошла на стажировку в L'Oréal. Это был самый интересный опыт.
Я думаю, основная цель стажировок — найти свое направление, и вот уже два года я развиваюсь в маркетинге.

Диана с руководительницей на Yandex Media Day
— Когда ты не занималась поиском стажировок, из чего состояла твоя студенческая жизнь? В каких студенческих организациях ты получала свой первый опыт? Участвовала ли в кейс-чемпионатах?
— Да, я участвовала в нескольких кейс-чемпионатах, принимала участие в студенческих организациях. Первый раз буквально в конце первого курса нам достался кейс про вышки и мобильных операторов. Мы ничего не понимали в сфере телекоммуникаций, но в итоге разобрались, за ночь сделали кейс, отправили, и вошли в 25% лучших. Следующий чемпионат произошёл в начале третьего курса, когда я поняла, что хотела бы развиваться в маркетинге. У меня остались контакты ребят из Danon. Мы зарегистрировались на чемпионат Unilever. Это был чисто маркетинговый кейс, и мы прошли в российский финал и защищали кейс перед топами Unilever. Это был крутой опыт и выход из зоны комфорта.

В университете у нас был кейс-клуб, который организовывает карьерные мероприятия для ребят. Моя задача была в том, чтобы общаться с HR-ми разных крупных компаний, организовывать с ними лекции и приглашать ребят из разных университетов.

— Что тебе дал опыт, полученный на кейс-чемпионате? Какую функцию ты выполняла? Была лидером?
— Мне сильно повезло с ребятами в команде. У нас не было конфликтов.
Часто на хакатонах требуют, чтобы был лидер. Нас было всего три человека, и мы втроём одинаково принимали участие в подготовке, лидера не было.
Этот опыт дал мне понимание, как работает бизнес в такой крупной корпорации. Мы осознали, что все наши инициативы должны быть прозрачными, и доказывать их эффективность необходимо с помощью цифр.

— Расскажи подробнее про твою первую стажировку на 2 курсе. Был план, обучение? Ты чувствовала, что тебя ведут?

— Да, Colliers International — компания крупная, они могут себя продать, рассказать, какие они крутые. В компании были мелкие процессы и дела, на которые нужны были руки. Бесплатные руки находились с помощью студентов 1–2–3 курсов, которые ищут себе первую стажировку или первую работу. 80% моей работы заключалось в том, чтобы обновлять материалы. Это была неинтеллектуальная деятельность. Но мне попалась очень приятная девушка, которая давала задания. Чувствуя мою потребность делать что-то большее, она попросила помочь ей с аналитическим отчетом по индустрии недвижимости. Я сделала самостоятельно один из таких отчетов. Мне пришлось совершать «холодные» звонки, узнавать статистику, собирать это все в одну табличку, искать дополнительно в интернете, копаться во внутренних отчетах, смотреть, как это было сделано раньше, находить закономерности. Это был реальный опыт, который можно показать работодателю.

— Как ты боролась со своими страхами в первый выход на работу?

— Это было ужасно.
Когда ты приходишь на неполный рабочий день, большинство коллег не воспринимают тебя всерьез. Ты всех стесняешься. Они понимают, что ты не приносишь компании денег, что тебе не платят, и через 3 месяца ты уйдешь. Какой смысл с тобой общаться и налаживать контакт? Было сложно.
Я общалась исключительно со своей руководительницей и с теми ребятами, которые работали точно так же, как я. Индустрия недвижимости жесткая, в отделах продаж работают люди с твердым характером. Было сложно наладить с ними контакт.
Yandex Media Day
Поиск пути
Куда двигаться, после первой стажировки, если понимаешь, что направление не твое?
— Расскажи про свой опыт в качестве HR в Danone.

— Когда я закрыла гештальт с Москва-Сити, я поняла, что не хочу развиваться в недвижимости, то начала думать, в какую бы функцию мне пойти.
Есть функция HR, функция продажи, функция маркетинг. Где бы я хотела себя попробовать? У меня хорошо развиты коммуникационные навыки, я всегда могла найти общий язык с людьми, логично попробовать себя в функции HR. Моя мама тоже работает в этой функции, она рассказывала мне много интересного. Когда я уже выходила в Danone, я понимала, что HR многообразен. Это и подбор, и обучение, и мотивация людей.
Я нашла позицию ассистента HR в департаменте Danone на HH.ru. Там было видео-интервью и еще несколько стандартных этапов отбора для стажировки. Компанию я выбирала по бренду работодателя. Что студент на 2 курсе знает о сферах? В недвижимости, или в компаниях, связанных с добычей нефти и газа мне не хотелось работать. У меня был очень ограниченный кругозор. Из крупных компаний в сфере FMCG я знала только Unilever, Danone, и Mars. Я приняла решение пойти в Danone.

— Из чего состояла стажировка? Что было твоей рутиной? Был ли onboarding, наставник?

— Да, у меня было 2 менеджера-наставника. Они давали мне задания. Onboarding был небольшим. Я попала на общие мероприятия, где рассказывали про историю компании. Плюс сами менеджеры рисовали для меня схемы: как устроен бизнес, какие есть подразделения внутри бизнеса. Работа делилась на 2 части. Одна более рутинная — помощь с организацией интервью. Назначить встречу, забронировать переговорку, встретить человека, чтобы он смог заехать на машине, заказать пропуск. И вторая часть — когда приходит бизнес с каким-то запросом, например, нужен специалист такого-то уровня, я искала подходящих кандидатов. Мы выбирали топовых кандидатов, я им прозванивалась и проводила небольшое первичное интервью, буквально 5–10 минут. Потом самостоятельно делала вывод, кого можно пропустить на следующий этап.

— Ты можешь дать несколько советов на основе твоего опыта для студентов, которые подаются на стажировку?
Во-первых, важно фокусироваться на своих достижениях из любого опыта и написать об этом. Даже если он был не рабочий, а студенческий, например, вы являетесь старостой или членом какого-то студенческого клуба. Не в формате «Я отвечал за организацию мероприятий», лучше «Я провёл 30 мероприятий с такими-то компаниями».
Второй момент — первое впечатление всегда производит фотография. Если нет студийной, то лучше фотографию не вставлять. Хорошие компании не ориентируются на то, как выглядит кандидат. Это является плохим тоном. И третий момент.
У меня был опыт, когда кандидат мне написал раз десять после того, как мы с ним созвонились, с вопросом «Ну что?». Нужно спокойно себя вести с HR, после любого интервью или пятиминутного созвона. Помимо вас есть еще другие кандидаты, с которыми нужно пообщаться, назначить встречи, провести интервью. Назойливость производит негативное впечатление.
Крупная корпорация или стартап
Зачем менять L'Oréal на стартап?
— Расскажи про следующий опыт, когда ты думала, что делать дальше?

— Когда я занималась подбором людей, у меня создавалось впечатление, будто мы не делаем деньги, а только помогаем бизнесу находить профессионалов. А мне хотелось в «настоящий бизнес», чтобы быть основным департаментом, от которого зависят финансовые результаты компании. Я поехала летом на отдых и взяла с собой книжку на английском языке про маркетинг. Называлась она "Marketing for growth" — «Маркетинг для роста». Это совершенно потрясающая книжка, которая мне дала понять, что
Маркетинг — это не только реклама, картинки, красивые слоганы. Это огромная, разнообразная отрасль, задачей которой является зарабатывать деньги для любого бизнеса.

Yandex Media Day
Тогда у меня не было четкого понимания, что есть brand marketing, digital marketing, trade marketing. И я задалась целью попробовать себя в этом направлении на стажировке L'Oréal, которая называлась "Taste of L'Oréal". Я попробовала пройти, и помню, как прыгала от радости, когда мне позвонили и сказали, что меня берут в brand marketing бренда Urban Decay.

— Ты большой везунчик. Что ты можешь сказать про свой опыт работы в L'Oréal?

— Этот опыт сильно отличался от других. У меня рутины было меньше, чем проектной деятельности. Были заранее обозначены проекты, над которыми я буду работать два летних месяца. Я старалась сама проявлять инициативу. Если я видела, что бренд не очень хорошо представлен на онлайн-витрине или сайт неудобный — я всегда обращала внимание на эти моменты, спрашивала, могу ли я что-то с этим сделать.

— Ты прошла эту стажировку, но не стала работать в L'Oréal. Что дальше?

— В начале четвертого курса у меня был запланирован международный обмен. Я понимала, что не могу остаться в «Лореаль» после лета. У «Лореаль» есть три разных формы стажировок — летняя, полугодовая и программа развития. Мне было не настолько интересно работать с этими брендами, чтобы еще полгода или год быть стажером. Мне хотелось податься на роль джуниора или менеджера в небольшую компанию. Я так и сделала, когда вернулась с обмена.

— Расскажи, что это была за компания, и на какую позицию ты попала?

— В конце четвертого курса я попала в небольшой стартап room42. Нас было 20 человек, ребята на тот момент занимались аналитическими проектами в сфере digital. Они строили web-аналитику для клиентов.
Было очень контрастно, по сравнению с предыдущим опытом, но зато я делала все, что только можно было делать. Я общалась с клиентами, руками запускала рекламу, участвовала в подготовке креативных концепций. Напрямую общалась с владельцем компании. Это был интересный опыт, и у нас сложились отличные отношения.
После этого я смогла продавать себя не как начинающего стажера, а как менеджера, который мог делать все.
«Яндекс»
Как осуществить мечту и попасть в «Яндекс»?
— Когда ты поняла, что готова двигаться дальше и попала в «Яндекс»?

— Перед «Яндексом», я год работала в стартапе. Потом год в крупном рекламном агентстве MGCom. И затем я перешла в «Яндекс». В стартапе есть свои минусы — нужно быть готовым к абсолютной нестабильности. Случился кризисный момент: у меня был вариант остаться работать за маленькие деньги с более узким функционалом. Это меня не устроило. Решила, что хватит с меня стартапов, я пойду в крупную компанию. Я пошла в MGCom, в отдел programmatic-рекламы. Там я работала с очень крупными клиентами, которые запускали медийную рекламу. Но, в какой-то момент я поняла, что в агентстве у меня нет возможности влиять на внутренние процессы и отслеживать бизнес-показатели моего клиента. Это меня демотивировало, я начала думать, что делать дальше. Наткнулась на интересную Сколковскую программу совместно с МТС, которая называется "MOOVE by SKOLKOVO x MTS". Там учат молодых специалистов и студентов до 24 лет, как создавать и развивать цифровые продукты. Акцент этой программы сделан на технологических цифровых продуктах, и в процессе обучения я поняла, что мне нужен именно продуктовый маркетинг, что я хочу работать в самой продвинутой в России компании. И рассматривала варианты в продуктовом маркетинге именно в «Яндексе».

— Когда ты пришла в «Яндекс», насколько тебе было легко? Как проходил отбор?

— У меня особенный случай, поскольку не было жесткого отбора.
Все произошло, благодаря моей Сколковской программе. У нас были карьерные встречи с представителями разных компаний. Там я смогла познакомиться с представителями Яндекса достаточно высокого уровня из сферы рекламы. Я спросила, есть ли у них вакансии в продуктовом маркетинге.
Мне сказали посмотреть на фейсбуке и на этом разговор закончился. Но потом оказалось, что меня порекомендовали изнутри, поэтому мне позвонили напрямую из «Яндекса».

— Напоследок, дай три совета студентам, которые будут читать это интервью.

— Первое, не ограничивайте себя, особенно в студенчестве. На втором, на третьем, на четвертом курсе и даже в магистратуре, перед вами открыто огромное количество дорожек, о которых вы можете не знать. Я рекомендую не зацикливаться на какой-то одной сфере или компании. В мире очень много интересных возможностей и разных видов деятельности. Надо пробовать разные направления И узнавать больше об интересных компаниях, даже если они сами не приходят на карьерные форумы в ваш университет. Важно слушать себя. Если в какой-то момент вы понимаете, что это не то — нужно попробовать другое. Вы будете успешны только тогда, когда вам будет интересна деятельность, который вы занимаетесь. Это второй совет. Третий совет — относиться легче ко многим моментам. Первые годы после выпуска из университета, совершенно нормально пробовать себя в разных направлениях в первые годы после выпуска из университета.