GO2KNOW
Чему можно научиться в табачном бизнесе?
Ксения Дементьева
Москва, Россия
В интервью Ксения рассказала:
1.
Какие этапы были при отборе в Philip Morris
2.
Что важно для прохождения этапа ассессмента
3.
15 апреля 2021
Образование / ВУЗ
РГГУ

Компания
Philip Morris International

Специальность
Международные отношения
Профиль:
Что из себя представляет первая рабочая неделя в Philip Morris
Как ее команда на практике проверяла гипотезы по продукту
4.
5.
Поделиться:
Ксения Дементьева окончила факультет международных отношений РГГУ и прошла стажировку в Philip Morris International, где сейчас работает. Мы спросили Ксению, почему она решила пойти в табачную компанию, каково там работать и чему можно научиться.
Вопросы задает: Никита Якунин
Стажировки
Сложно ли найти стажировку без опыта?
— Когда и почему ты в первый раз задумалась о стажировке? Это была обязательная часть обучения, или ты самостоятельно этим заинтересовалась?

— Самостоятельно. На втором курсе, в 2018 году я работала по несколько месяцев в разных сферах. Мне очень хотелось попробовать себя в международной компании, это сразу погружает тебя в бизнес очень серьезного игрока. Ты узнаешь о том, как в целом функционируют такие компании.
В результате я поняла, что в международных компаниях специфика продукта может быть разной, но алгоритм функционирования, внутренняя политика и работа с продуктом часто очень похожи.
The evaluation of a good visual communication design is mainly based on measuring comprehension by the audience, not on personal aesthetic and/or artistic preference as there are no universally agreed-upon principles of beauty and ugliness.
— Почему именно большая компания? У тебя коллеги или знакомые проходили стажировки в таких компаниях?

— Наверное, потому что я училась на факультете международных отношений. Там был уклон в языки, и мне хотелось в том числе поработать с языками, в международном коллективе. Международная компания может отправить на стажировку за границу. Тогда у меня было более романтическое представление о том, как это вообще будет. Я хотела возможности двигаться дальше, возможно, за границей.
О специфике работы
Деньги — не главное
— Тебе было важно, оплачиваемая стажировка или нет?

— Я, видимо, невнимательно посмотрела объявление, и была уверена, что в Philip Morris платить не будут. Когда я прошла отбор и мне сказали, что стажировка оплачиваемая, я была очень рада. Но в целом я просто хотела получить опыт в такой компании, и была готова бесплатно работать. Но вообще это очень хороший дополнительный бонус, и мне кажется, сейчас, когда студенты могут работать на удаленке, нужно искать что-то оплачиваемое. Потому что это по сути уже работа.

— А на какие-то другие стажировки ты пыталась поступить?

— Я еще подавалась в Mars, Unilever и Danone, но так вышло, что в Philip Morris я прошла отбор быстрее, поэтому просто «забила» на остальные заявки.

— Кстати, ты тогда курила или нет?
Я вообще никогда в жизни не курила, хоть и работаю в табачной компании. Когда я говорю, где я работаю, меня часто спрашивают: «Ты куришь?» или «Ты помогаешь убивать людей?». Всё зависит от твоего отношения к этому. Сигареты покупают добровольно, курить никто не заставляет.
The evaluation of a good visual communication design is mainly based on measuring comprehension by the audience, not on personal aesthetic and/or artistic preference as there are no universally agreed-upon principles of beauty and ugliness.
— Стажировка была в конкретном отделе или вам дали выбрать?

Из личного архива
— Стажеров распределяли в зависимости от склонностей и интересов. На одном из отборочных этапов мы заполнили анкету, отметили, куда и почему нам хотелось бы пойти.

Тебе дают задания, чтобы ты продемонстрировал навыки, интересы, и отправляют в отдел. Стажировка называется INKOMPASS. 2018-й был уникальный год в том плане, что это был первый и единственный раз, когда стажерам давали групповые проекты. Моя стажировка состояла из двух этапов. Первый этап проходил летом, второй этап длился в течение года. Чтобы пройти на второй этап, надо было хорошо проявить себя в летнем проекте.

В Москве тогда отобрали шесть человек, поделили на две команды, каждая работала над своим проектом. Я работала на проекте по повышению продаж. Вторая группа была в отделе маркетинга.

— Если бы у тебя был кто-то знакомый в Philip Morris, что бы ты у него спросила?

— Я бы спросила именно о формате проектов, с чем непосредственно нужно работать, об иерархии. Это полезно — понимать, как устроен коллектив, его размеры. У нас это всё было в начале стажировки, был период ознакомления — «induction» —, он длился целую неделю.

Я считаю, что мне со стажировкой повезло. Поэтому не знаю, может быть, другим полезно было бы заранее узнать такую информацию. Это, возможно, помогло бы им принять правильное решение.

У знакомого я бы попыталась выяснить, какая иерархия внутри отделов, как они функционируют.
Чтобы уже на стажировке сразу представлять, что ты будешь делать. А то идешь на какой-нибудь маркетинг и думаешь, что ты сейчас будешь постеры рисовать.
The evaluation of a good visual communication design is mainly based on measuring comprehension by the audience, not on personal aesthetic and/or artistic preference as there are no universally agreed-upon principles of beauty and ugliness.
Чего ты больше всего боялась, когда поступала?

— Я очень боялась математического теста, потому что я хоть и училась на физмате, по складу ума я гуманитарий. Каким-то чудом я его прошла.

Я боялась еще, потому что это был мой первый опыт настоящей работы. У меня были подработки, но серьезного опыта не было. Я опасалась прийти в компанию-гигант. Кому я там вообще нужна, что я буду делать? Мне кажется, этого все боятся.

— Дальше у тебя было собеседование, или тебе прислали какие-то тесты?

— Вначале ты отправляешь резюме, если оно проходит — тебе присылают ссылку на тест, она доступна ограниченное время, за которое ты должен пройти тест, и дальше ждать ответа.

Третий этап — ассессмент-центр, очное мероприятие. Всех, кто прошел тесты, разделили на команды. Там было кажется, человек 25–30, и мы целый день, с утра часов до шести выполняли разные задания — командные и индивидуальные. Они хотели прежде всего выяснить, как ты работаешь в команде и есть ли в тебе лидерские качества.

Еще была неформальная вечеринка, куда пришли все менеджеры, и стажерам можно было с ними пообщаться. Это было очень необычно, немного страшно, но здорово.
Из личного архива
— То есть вечеринку устроили специально для вас, чтобы у вас была возможность пообщаться?

— Да, это было еще до того, как они объявили, кого берут. Там был президент компании, все руководители. Было здорово, что мы могли с ними в неформальной обстановке поговорить, всем очень понравилось.

Но это был не последний этап. После ассессмента часть ребят отсеяли, а оставшихся пригласили на индивидуальное интервью. У меня был разговор с двумя специалистами.

— И после этого тебе сказали, что тебя взяли?

— По-моему, прошло где-то два дня, мне перезвонили и сказали, что я прошла.

Из Москвы набрали шесть человек. Отбор проводили и в других городах. Например, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Там были свои ассессмент-центры, свои финалисты.

— Сколько времени ты потратила на онлайн-тест?

— Мне кажется, на каждый тест давали по 30 минут. Их было два, можно было пройти сначала один, потом другой, по выбору.

Я понимаю тех, кому такие тесты кажутся сложными, на самом деле тут всё зависит от мотивации. Некоторые этапы отбора проверяют твою выдержку, целеустремленность, ставят тебя в стрессовую ситуацию. С этим нужно смириться и постараться пройти дальше. Многие на этом этапе пугаются и уступают тем, кто не боится.

— Насколько тяжело пройти на стажировку?

— Я помню, когда я писала тесты, я очень нервничала. Когда я проходила финальное интервью, я нервничала. Но после ассессмент-центра я чувствовала себя очень легко, у меня была стопроцентная уверенность, что я пройду. Я поняла, что во время ассессмента смогу показать себя как можно лучше.

Что из себя представлял этап ассессмента?

— Там было несколько игровых заданий: первое, на которое давалось 30 минут, — представить план решения проблемы. У меня было задание по логистике в Южной Америке. Произошла какая-то авария, и надо было найти новый путь для поставок, продумать его. Было очень много данных: стоимость товаров и услуг, количество мест на складе и т.д. Нужно было придумать, как эффективно выйти из этой ситуации.

Это тест на живость ума и креативность. Я, помню, первые 15 минут вообще не понимала, как я дальше буду с этим работать, но потом как-то сама собой идея пришла. Важно понимать, что в твоем решении будут ошибки — невозможно за 30 минут всё правильно рассчитать.

— Что было дальше?

— Через полчаса мы должны были всё рассказать HR-специалисту. По-моему, нам давали шесть или восемь минут на презентацию своего плана. В этот момент они проверяют твою раскрепощенность, подачу, идеи. Ты можешь допустить ошибку в вычислениях или идеях, но твоя аргументация, как ты себя ведешь — на это обращают много внимания.

Потом в течение дня у нас были занятия в группах по три человека и всей командой.
Меня удивило, что хотя ребята были очень умные — мы общались с ними во время ассессмента, кто-то начинал уже свой стартап строить, кто-то уже глубоко был погружен в бизнес — но очень закрепощенные и не способные высказывать свои идеи, даже если идеи толковые. У меня с этим проблем никогда не было, поэтому я себя легко чувствовала.
Об опыте стажировки
Чем занимаются стажеры в табачной компании?
— Допустим, тебе нужно рассказать будущему стажеру, что он будет делать первые две-три недели. Можешь перечислить функционал, задачи, максимально конкретно?

— Я стажировалась в отделе продаж. Специфика могла измениться за два года, не могу сказать, как там сейчас. В начале вам дают задачу: например, разобраться, почему где-то «провисают» продажи. Или почему какой-то бренд продается хуже других. Нужно проанализировать ситуацию и принять решение. «Фишка» была в том, что мы могли сразу его проверить, в этом была основа проекта. Мы строили гипотезы и проверяли их на практике — это был основной подход.

Из личного архива
— Можешь привести пример?

— Мы подумали, что можно предлагать попробовать продукт и в обычных магазинах, а не только в брендированных. Мы сами ездили на эти точки, чтобы понять, как устроен бизнес. Приходили, предлагали, рассказывали про продукт и потом анализировали полученные данные, сопоставляли их со статистикой и думали, как это можно дальше раскрутить.

После успешной защиты проекта нашу команду позвали на интервью и спросили, чем бы мы хотели заниматься дальше. После летнего этапа стажировки у нас четверо ребят в итоге осталось, двое ушли.

— Вы уже знали, что, если захотите, сможете остаться в компании?

— Всё зависит от того, как ты себя проявишь. Потому что из тех, кто не прошел, кто-то не смог работать в команде, кто-то проявил себя не очень удачно. Для оставшихся организовали дополнительное собеседование, чтобы дать отзывы на их проект, и выясняли, что им интересно.

Мне лично хотелось чего-то более творческого — продажи и аналитика были мне не столь интересны, и я попала в отдел внутренних коммуникаций.

— Чего ты больше всего боялась?

— Первые два месяца было страшно просто от того, что я никого не знала. Не знала, у кого что спрашивать, к кому пойти. Но специалистам, которые нас курировали можно было всегда задать вопрос, у нас были хорошие руководители — и на групповом, и на индивидуальном этапе стажировки. Нам повезло: они помогали стажерам, с ними можно было спокойно обсудить свои переживания.

Еще пугало само попадание в большую компанию: это реальный бизнес, и твои действия влияют на его развитие. Казалось, что, если ты провалишь проект, например, по продажам, — пострадает вся компания.

Нам хотелось придумать что-то, что понравится руководству и будет применяться в компании. Стажёры нужны для поиска новых, нестандартных идей. Наверное, в этом и состояла наша основная задача.

— Можешь назвать три ключевых ошибки, которые ты допустила?

— Нужно было активнее знакомиться со всеми, не бояться. Контакты быстрее связывают тебя с командой, ты лучше понимаешь работу и больше уверен в том, что делаешь. Нужно налаживать связи с людьми из других отделов, так можно и друзей найти.