GO2KNOW
Как достичь успеха благодаря двухгодичной стажировке в «Пепсико»?
Валентин Андреев
Москва, Россия
В интервью Валентин рассказал:
1.
Как реклама помогает устроиться на стажировку
2.
Сложно ли пройти отбор в Pepsico и стать одним из ее работников
Стоит ли оставаться стажером еще год
3.
4.
17 марта 2022
Образование / ВУЗ
Российский университет дружбы народов (РУДН)

Компания
PepsiCo

Специальность
Экономика предприятия. Национальная экономика
5.
Валентин поделился
Поделиться:
Профиль:
Восхождение по карьерной лестнице Валентина началось на 4-м курсе со стажировки в компании Mattel. Рекламное предложение от известного производителя игрушек стало для него неожиданностью, но попало точно в цель. После 6-месячной работы в отделе маркетинга студент устроился в PepsiCo. Стандартная годичная стажировка не оказалась финальным этапом в компании, и специалист еще год продолжал работать в той же организации. Какой опыт он вынес, работая по каждому из выбранных направлений? Узнаем это из интервью с Валентином.
Вопросы задает: Юлия Петросова
Стажировка в Mattel
Как поймать нужный момент и получить стажировку в Mattel?
— Расскажи, что стало для тебя отправной точкой в поиске стажировок?

— Я впервые узнал о Mattel, когда получил от них таргетированную рекламу с предложением о стажировке. Я знал, что это одна из крупнейших компаний, производящих детские игрушки, поэтому оперативно написал резюме с мотивационным письмом на английском языке и попал на отбор.

— По какому принципу производился отбор?

— Было два этапа. Сначала мне предстояло сделать презентацию с исследованием рынка детских игрушек. После прохождения первого этапа финалистов собрали в офисе и распределили по командам и дали задание, которое предстояло презентовать и защитить перед менеджерами компании на английском языке. Наша команда оказалась лучшей и все ребята получили офферы — я в отдел маркетинга, где мне предстояло заниматься контентными работами.

— На какой срок тебя взяли? Изменился ли твой функционал со временем?

У меня был контракт 3+3. Предусматривалась оплачиваемая стажировка на полгода с продлением срока после первых трех месяцев. Функционал остался таким же. То есть, это был на 80% контент-менеджмент. Я изначально шел туда с завышенными ожиданиями, поскольку увлекался маркетинговой литературой и фанатично относился к маркетингу. А на самом деле все оказалось скучным. Проработав там 6 месяцев, я ушел.
Опыт устройства в PepsiCo
Каковы особенности стажировки в PepsiCo?

Валентин выступает на Зимней школе CIRP по прибалтийским исследованиям
— Поделись, пожалуйста, своим опытом трудоустройства в Pepsico. Как ты туда попал?

— В этот раз опять сработала таргет-реклама. Я проходил отбор на две стажировки параллельно: в «Кока-Колу» и PepsiCo. Попасть в «Кока-Колу» не удалось, несмотря на удачно пройденный тест и собеседование. А с PepsiCo проблем не возникло.

— В этой компании был стандартный отбор? Или тебе пришлось выполнять какие-то необычные задания?
— Отбор в Pepsico состоял из нескольких этапов. Сначала нужно было записать видео с рассказом о том, почему ты считаешь себя человеком, который устанавливает тренды. Затем придумать экологический проект (стоимостью не более 10 миллионов рублей), которая может повлиять на бизнес компании. А на третьем этапе мы защищали проект перед менеджерами – финалистов сразу пригласили на интервью. После этого было еще интервью с нанимающим менеджером и собеседование. Весь процесс отбора занял около 2-х месяцев, и меня взяли на стажировку.

— На какую позицию тебя утвердили? Какие задачи ты выполнял?

— Я работал в отделе коммерциализации инноваций проектным менеджером – выводил новые продукты на рынок. Менял образ и дизайн напитков «Пепси Ванилла», «Фиеста», «Русский дар», 7UP. Работа проектного менеджера заключается в том, чтобы реализовать проект в срок, в рамках бюджета и ресурсных ограничений, организовать процесс, выстроить всю цепочку событий и связать все отделы, участвующие в этом проекте, а также осуществлять контроль сроков. В итоге продукт должен был оказаться на российском рынке к определенному времени.

— По какому принципу строилась эта менеджерская программа? Она имела сходство с «лидерской» или была рассчитана на амбициозных и более опытных людей?

— Особенностью этой годичной стажировки является то, что во время работы сотрудник PepsiCo должен получить опыт в разных отделах. Ротация осуществлялась либо каждые полгода, либо каждый квартал, в зависимости от направления деятельности. Но я от начала до конца был на одной позиции, поскольку некоторые проекты были очень сложными, и бросать их в середине цикла была нельзя.
Обучение персонала в PepsiCo
Как выглядит PepsiCo глазами сотрудников?

После серии семинаров и тренингов по тим-билдингу для программы стажировок PepsiCo Go! организовали игру в керлинг
— Насколько сложно тебе было адаптироваться в компании? Проводит ли PepsiCo какие-то обучающие курсы для своих работников?
— У PepsiCo очень сильный внутренний корпоративный университет и очень правильная, рабочая атмосфера. Меня сразу познакомили с командой, выдали индивидуальный план развития. Вдобавок мне порекомендовали список различных курсов, которые стоит посмотреть. Я тренировался на примере старых проектов и участвовал во всяких встречах. И только после двух месяцев мне дали первый проект.

— Ты сказал, что получил в PepsiCo невероятно крутой опыт. Задачи, которые тебе давали, оправдали твое ожидание?
— Мои функции были частично связаны с маркетингом, но того, о чем читал в книгах, и о чем мечтал, в этой работе я не нашел. Я был уверен, что работа маркетолога связана с идеями и творчеством, а не с цифрами и отчетами. Поняв, что эта работа не совсем для меня, я договорился с руководством о дополнительной нагрузке. Мне поручали исследовать мнения потребителей продукции в социальных сетях, заниматься так называемым «social listening». Я делал сводные отчеты и презентации. Одна из таких работ даже была номинирована в Англии в качестве «best practice по social listening».
Продолжение стажировки в PepsiCo
Какой опыт можно обрести на повторной стажировке в PepsiCo?
— Твоя дальнейшая работа была связана с маркетингом? Расскажи, как у тебя сложилась карьера.

— Мой руководитель, заметив, что я хочу развиваться в несколько ином направлении, порекомендовал меня в новый отдел, который занимался маркетинговыми активациями в крупных клиентах. На первом собеседовании я представил свой проект по экологии. Идея состояла в том, что на пластиковые бутылки наносятся QR-коды, и при наведении камеры на значок покупатель получает информацию о том, где находится ближайший пункт приема пластика.

— Это замечательная идея! Тебе удалось устроиться на желаемую позицию?

— Предложение понравилось всем нанимающим менеджерам, но меня не утвердили на позицию. При этом я все равно попал в команду впоследствии. К началу осени, когда мой контракт подошел к концу, мне предложили другой вариант — еще один год стажировки в команде digital-маркетинга. Я занимался там одновременно и email-маркетингом, и чат-ботами, и аналитикой. Было очень-очень круто!
Первая версия этикетки, которую я распечатал и наклеил на бутылку перед первым собеседованием. QR-код работал и вел на демо-сайт
— Тебе удалось воплотить свой проект? Что получилось на выходе?

— Реализовать этот проект в PepsiCo было несложно. Нужно было найти базу, заключить договора, разработать медийные материалы, сделать дизайн этикетки и создать сайт. Мы все согласовали, придумали концепцию и идею. В конце апреля первые продукты начали появляться на полке. Я испытал неимоверное, удовлетворение, когда купил в магазине первую бутылку со экологической коммуникацией, к которой я приложил руку. Число сканирований QR-кода измерялось десятками тысяч.
В поисках креатива
Может ли работа маркетологов PepsiCo быть творческой?
— Что, исходя из твоего опыта, представляет коммерциализация инноваций?

— По сути, это чисто проектный менеджмент. Ты выстраиваешь процессы таким образом, чтобы достигалась конечная цель в нужное время с использованием нужных ресурсов и нужных людей. А инновация — любое новшество, которое привносится в продукт.

— Насколько я поняла, ты в своей работе все время ищешь креатив. Удается ли тебе это?

— Дело в том, что креативной работы мне никто и не обещал. Это моя личная проблема, что я ее везде хочу найти. Занимаясь анализом данных для PepsiCo, я частично реализую эту потребность. Мне интересно исследовать аудиторию. К тому же, это отличный способ избежать рутинной работы, и я уверен, что это поможет мне в будущем.
Карьерный маршрут
Как построить карьеру, не боясь ошибиться?
— Чем ты занимаешься сейчас, по истечении двухгодичной стажировки?

— Я перешел работать в другую компанию. Меня взяли на позицию руководителя бонусной программы Общероссийского Профсоюза образования. Мы разрабатываем программы лояльности, благодаря которым можно получать скидки, бонусы, преференции, какие-то привилегии. Проект запущен совсем недавно, и опыт, который я здесь обрел, тоже очень важен.

— Мне очень понравилась твоя история. Во-первых, ты не сдался, когда твоя идея с QR- кодом не нашла одобрения. А во-вторых, далеко не каждый готов терять лишний год на стажировку, поскольку это достаточно большой срок. Что ты можешь сказать по этому поводу?

— Я считаю, что любой отказ — это вопрос веры в себя. Если тебе отказали, и ты с этим согласился, то, значит, нужно просто сдаться. Однако есть и другой вариант. Можно поменять стратегию и продолжить добиваться своего. Но, выбирая работу, не стоит смотреть только на количество денег, которые ты будешь зарабатывать. Опыт работы в PepsiCo помог мне профессионально вырасти в несколько раз. А если бы я занимался чем-то другим, даже за бо́льшие деньги, я мог бы и не достичь такого результата.

— Из твоего рассказа видно, что ты находишься в постоянном поиске. Ты еще не определился с карьерным маршрутом?
Я понял, что нельзя делать то, что ты не хочешь, и то, что тебе противно. Потому что если ты потянешься за деньгами, то будешь всю жизнь страдать из-за того, что находишься не на своем месте. Поэтому самое крутое, что должен делать человек — это продолжать искать до тех пор, пока не найдет то, что ему реально интересно, то, что у него отзывается. Он никогда в жизни не станет лучшим бухгалтером, если ненавидит эту работу. И никогда не получит высоких результатов. И жизнь ему будет не в радость. Поэтому надо искать, искать, искать…